Вендинг - итоги и аналитика в 2016 году
В 2016 году в сфере вендинговой торговли на российском рынке произошло знаменательное событие – изменения в Федеральном законе о применении ККТ № 54 от 22 мая 2003 года.
Согласно новому законопроекту, который вступил в силу в июле 2016 года, практически весь бизнес должен сменить старую контрольно-кассовую технику на новые онлайн-кассы, которые будут передавать информацию онлайн в налоговые органы. Под изменения попали и предприниматели, применяющие ПНС и ЕНВД, которые ранее были освобождены от использования ККТ. Уже с июля 2017 года все организации должны будут перейти на новый порядок. Исключением стали только предприятия, работающие в сфере вендинга, в сфере услуг и предприниматели на ПНС и ЕНВД – обязательный переход которым назначен на июль 2018 года.
По мнению государственных властей, благодаря применению нового законопроекта вся информация о всех контрольно-кассовых операциях будет передаваться онлайн напрямую в налоговую. Так будет обеспечена большая прозрачность экономики и все операции окажутся в легальном поле, что существенно снизит долю теневого сектора.
Представители компаний производителей и продавцов отметили, что после вступления в силу закона о ККТ, продажи торговых автоматов и ингредиентов снизились. Также стоит отметить, что в начале 2016 на фоне падения рубля и роста доллара и евро был увеличен спрос на б/у торговые автоматы. Но с середины лета, когда был введен новый законопроект, вендоры б/у оборудования оказались в непростой ситуации – большинство моделей старой модификации не имеют возможности внедрения новой контрольно-кассовой техники. Да и само внедрение ККТ в старый аппарат обойдется дороже покупки нового.
В преддверии 2018 года большинство вендинговых операторов не стали расширять парки торговых автоматов, ожидая результатов рассмотрения законопроекта о внедрении ККТ. Многие заявили о том, что им придется закрыть свой бизнес из-за введения ККТ. Также в 2016 году многие малые предприниматели и вендоры ушли из бизнеса из-за высоких цен на технику и ингредиенты.
В целом можно сказать, что итогом 2016 года стало замедление роста рынка вендинга. Законопроект о ККТ существенно снизил привлекательность для инвесторов и привел к оттоку новичков в этой сфере.
Применение автоматизированной торговли
Интерес к вендингу у торговых сетей и онлайн-ретейлеров начал возникать в начале 2013 года, которые использовали установку торговых аппаратов по большей части в целях рекламы и увеличения числа точек продаж. А на доходы от этого устанавливали все новые и новые вендинговые автоматы. Далее к ним присоединились и рекламные агентства.
В Москве местные власти активно поддерживают развитие автоматизированной торговли, благодаря чему все чаще в общественных местах можно встретить аппараты, установленные посредством электронных торгов. В столице постоянно появляются новые инвесторы. Но ситуация в регионах, к сожалению, не такая благоприятная.
Ситуация на внутреннем рынке
Отраслевой портал Век Вендинга опубликовал некоторые данные опросов. Согласно полученным данным, в 2016 году в России изменился выбор ингредиентов для кофейных автоматов – теперь закупка ингредиентов российских и европейских производителей распределилась поровну - 50 на 50%. Самые популярные напитки – зерновая группа, затем следует горячий шоколад и капучино.
Выставка VendExpo
В марте 2016 года в столице прошла ежегодная международная выставка вендинговых технологий и систем самообслуживания VendExpo. В этом году существенно увеличилось число представленных аппаратов российских производителей.
Некоторые компании, представлявшие только европейские бренды, в этом году представили и «российские» новинки. Помимо известных компаний, впервые в выставке участвовали такие компании как: Master Card, ПепсиКо Россия, Fenix Imvico, Veles Vending, Pyramid, Конфуд, Vendotek, Zonzini, Daint и другие. Несомненным хитом выставки признали – Блиндозер (торговый автомат по приготовлению блинов), автомат по продаже цветов необычной сферической формы, киоск по продаже и очистке воды и автомат по продаже молока.