Из-за дефицита кадров торговля переходит на магазины без продавцов
На фоне дефицита персонала торговля переходит на «бесчеловечные» форматы. Рынок вендинга вырос за пять лет в пять раз. Микромаркеты (небольшой магазин без продавца) - один из самых быстрорастущих форматов ретейла. Потенциал роста такого формата эксперты оценивают не менее 15% в год. По данным президента Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонида Нестеренко, согласно официальным данным выручка в сегменте (торговля через автоматы) составляет 20 млрд. руб. Но если считать шире (помимо систем самообслуживания в магазинах, зарядок для электромобилей, моек самообслуживания, массажных кресел), она варьируется от 60 до 80 млрд. руб. Рынок вырос за пять лет в пять раз, а налогов бизнес заплатил в десять раз больше за счет обеления, комментирует Нестеренко.
В данный момент, например, существует повышенный спрос от владельцев небольших нестационарных павильонов (особенно в регионах) на установку вендинговых автоматов. Наблюдается высокий спрос на автоматы с готовой едой - сотрудники компаний могут заказать понравившуюся им еду, и к обеду это блюдо окажется в автомате. Прорабатывается вопрос о развитии аптечного вендинга, ведь провизоров тоже не хватает, существует проблема с доступностью лекарств в малых населенных пунктах, в аэропортах, на железнодорожных станциях и вокзалах, а также туристических объектах. Есть проекты по внедрению школьного вендинга - чтобы школьник мог в дополнение к горячим блюдам из столовой приобрести что-то вкусное и при этом полезное (йогурты, творожки, фрукты). Поставить в магазине автомат с кофе обойдется примерно в 300-400 тысяч руб., а организовать отдельное кафе с персоналом выльется уже в 1,5-2 млн. руб.
У вендинговых аппаратов есть несколько бесспорных преимуществ, отмечает Нестеренко. Это удобно и экономит человеческие ресурсы. Например, проще поставить в супермаркете автомат по продаже кофе, чем организовывать отдельную точку общепита. Автомат не требует ежедневного обслуживания - туда достаточно привозить раз в два-три дня какой-то ассортимент. Крупный ритейл тоже наблюдает рост спроса на магазины без персонала. Так, этим летом крупная торговая сеть продуктовых магазинов открыла более тридцати круглосуточных торговых точек в Москве и Подмосковье. Днем в них работают продавцы, а ночью покупатели обслуживают себя сами, заходя в магазин по QR-коду. Микромаркеты - один из самых быстрорастущих форматов ритейла, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «В условиях дефицита кадров и конкуренции за торговые площади такие компактные магазины перспективны как для малых предпринимателей, так и больших торговых сетей во всех крупных городах страны», - считает он. Микромаркету не нужен продавец - это полностью автоматизированная торговая точка, для нее достаточно 5-10 кв.м в локациях со стабильно высоким трафиком. Их можно устанавливать в метро, офисах, жилых комплексах, гостиницах, поликлиниках. Микромаркеты не конкурируют с дискаунтерами и более крупными форматами, так как предлагают ограниченный ассортимент продуктов или товаров для дома. В зависимости от ассортимента и места расположения этот бизнес можно назвать форматом с низким порогом входа, который в отличие от большинства торговых точек может работать круглосуточно.
Ежегодный потенциал роста этого рынка в мире оценивается в 15%, в России с учетом кадрового дефицита такой формат автоматизированной торговли может развиваться даже быстрее, считает Караваев. Впрочем, надо учитывать, что любая автоматизация требует немалых вложений. По словам Нестеренко, поставить недорогой автомат - полдела. Выручка на один вендинг в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем в ритейле. Автомат в месяц зарабатывает в среднем всего около 30-40 тыс. руб. А кассир в крупном магазине может ежедневно пропускать через себя товара под 1 млн руб. «Нужны отдельный человек, который загружает товары в автомат, техник, который обслуживает этот автомат, складской персонал, который обслуживает товародвижение, IT-сотрудники, которые поддерживают систему мониторинга оплаты. И если пересчитать это на выручку, то получается примерно то же самое, что и в ритейле», - поясняет эксперт. Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов тоже говорит, что малая торговля хоть и испытывает дефицит кадров, пока не готова полноценно инвестировать на организацию магазинов без продавцов. Ведь одно дело - поставить торговый автомат, овсем другое - полностью автоматизировать процесс.