Эксперимент правительства: фандоматы и раздельный сбор мусора
Вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве вопросы экологии, поручила Минпромторгу, Минприроды, Роспотребнадзору и «Российскому экологическому оператору» (ППК «РЭО») разработать и обеспечить проведение эксперимента по приему потребительской упаковки в торговых объектах, говорится в поручении Абрамченко от 20 июля 2020 г., сообщает РБК.
Эксперимент, который начнется после 15 января 2021 года, будет проходить в рамках «дорожной карты» по внедрению раздельного сбора мусора в России, следует из документа. Профильные министерства и ведомства должны предоставить отчет о подготовке к нему до 1 октября и в дальнейшем ежеквартально докладывать о промежуточных результатах его проведения.
В ППК «РЭО» РБК сообщили, что основные функции по подготовке эксперимента возложены на Минпромторг. Со своей стороны компания готовит предложения, которые будут представлены министерству. В пресс-службе министерства, в свою очередь, уточнили, что подготовка к эксперименту совместно с заинтересованными компаниями (с кем именно, в министерстве не уточняют) и федеральными органами исполнительной власти идет в текущий момент. По информации из Минпромторга, проект продлится с 4 квартала 2020 года до конца 3 квартала 2021-го.
План мероприятий по внедрению раздельного сбора мусора, о котором идет речь в поручении вице-премьера — часть «мусорной реформы», которая стартовала в России в 2019 году. Он состоит из нескольких этапов: формирование федерального законодательства, позволяющего организовать раздельный сбор мусора; мероприятия по внедрению раздельного сбора в регионах и реализация информационной политики в этой сфере.
Инициатива со сбором тары в магазинах не нова - в 2019 году Минпромторг начинал проработку аналогичного эксперимента по сбору бутылок и банок в розничных магазинах по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева. Согласно разработанному тогда министерством плану мероприятий, в частности, должны были быть определены виды потребительской тары, пригодной к массовому сбору для переработки и повторного использования. Затем, после внесения необходимых изменений в законодательство, министерство планировало провести эксперимент по сбору потребительской тары и упаковки в магазинах, подготовить нормативную базу и запустить его в начале 2020 года. Однако в дальнейшем публичных данных о ходе проведения эксперимента или его результатах не было.
В своих комментариях ретейлеры указывают, что по-прежнему существуют законодательные ограничения, которые препятствуют широкому внедрению приема потребительской упаковки в магазинах. Они связаны как с санитарно-ветеринарными требованиями и требованиями антитеррористической безопасности граждан, так и с техническими нормативами, касающимися помещений, и т.д. Например, действующие СанПиНы не разрешают устанавливать пункт приема вторсырья от населения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания.
Организация сбора предполагает определенные решения: урны, контейнеры, фандоматы, электричество, помещение для накопления собранного для последующего вывоза на переработку, сотрудник, который следит за эксплуатацией (помогает покупателям разобраться, опорожняет заполненный контейнер и т.д.), затраты на техобслуживание, ремонт. И это еще не считая самого вывоза и последующей досортировки и переработки. В зависимости от модели только покупка одного фандомата обойдется примерно в 450 тыс. руб, месячная аренда — около 30 тыс. руб.
Многие крупные ретейлеры самостоятельно тестируют проекты по сбору пластиковой упаковки и алюминиевой тары. Например, X5 Retail Group совместно с Unilever, Coca Cola и Henkel установила 15 фандоматов в магазинах своих сетей. У «Магнита» партнерская программа также с Unilever и AB InBev Efes, АО «Татспиртпром» и «ЭкоВакино». Ранее ретейлер установил 12 пилотных фандоматов в нескольких российских регионах, а в 2020 году с компанией Procter & Gamble планирует установить еще 80 фандоматов в Москве и Краснодаре. Использование автоматов позволяет потребителям получить купоны на скидку, но проекты ретейлеров и их партнеров не являются коммерческими.
«Фандоматы — это достаточно эффективный инструмент для формирования экосознания и роста культуры раздельного сбора мусора среди потребителей, но это вряд ли сможет стать способом решения вопросов «мусорной реформы» в рамках страны», — считает представитель "Магнита". К примеру, в новом проекте в Краснодаре и Москве «Магнит» планирует поставить 80 фандоматов, но не может увеличить их число из-за технических ограничений, хотя в обоих городах у компании свыше тысячи точек. В целом по сети только 2,5% от общего числа магазинов подходит под текущие регуляторные и технические требования к установке фандоматов.